Театр жив?
18 May 2020 23:19Две самые важные темы моего карантина – это театр и фото. Такого погружения в театр, как в эти два месяца, я не испытывала никогда. И если раньше я выискивала самые интересные постановки, ловила билеты, следила за блогерскими походами, то теперь театр пришел ко мне домой. Весь. Хлынул на меня с довольно большого, любовно купленного именно для просмотра видео монитора и поглотил. https://ria.ru/culture/ - на этой страничке я слежу за ежедневными показами. Постепенно я подписалась и на странички в соцсетях интересных для меня театров, и на каналы на youtube. Самые хорошие постановки выкладываются ненадолго, на день-два-неделю. Что-то остается в записях в Фейсбуке, на Youtube. Я получила возможность познакомиться с недоступными для меня питерскими театрами, новосибирским театром «Старый дом», который впечатлил меня своей постановкой на фестивале «Золотой маски», потрясающим Королевским национальным театром, шекспировским «Глобусом», рядом других иногородних. Среди московских театров тоже нашлись неизведанные. Как ни странно, те театры, которые я особенно уважала в офлайне, к карантину, кажется, не адаптировались, мало вижу о них упоминаний. Но это даже к лучшему: я узнала много новых творческих групп, посмотрела их записи обычных спектаклей и приобщилась к новому формату театра.
Новые приемы, жанры, интерпретации и прочие творческие эксперименты меня увлекали всегда, хотя и классический театр я очень люблю. И мне было ужасно интересно, что получится у театра в онлайне. И вот они стали появляться – первые опыты. Хотя я, казалось бы, ловила любые упоминания, все же я немного опоздала. Уже в апреле стали ставиться первые карантинные эксперименты, но тогда я про это еще не знала.
«Эпидемия чумы подарила нам «Декамерон», эпидемия холеры — Болдинскую осень, блэкаут в Нью-Йорке — хип-хоп. Теперь очередь за коронавирусом», – это цитата с сайта фестиваля «Точка доступа», за которым я собираюсь следить. В конце марта этот петербургский театральный фестиваль объявил о старте Спонтанной программы, когда каждый желающий мог предложить свой онлайн-спектакль. Итоги этого проекта есть на сайте. В конце мая стартует программа основная.
«Медуза» 10 мая рассказала о наиболее знаковых карантинных премьерах, оттуда я и узнала, что театр не просто существует в записи, что он жив, дышит и пробует новые формы существования.
БДТ Товстоногова сделал целый сайт, где не только транслирует спектакли, но и пробует иные жанры. Сейчас он целиком посвящен акции «Помоги врачам», но вообще там много интересных мероприятий. Студия «Арлекиниада» постоянно выходит на связь со зрителем, я даже присутствовала на репетиции нового спектакля! Другие театры также устраивают публичные репетиции, читки, общаются со зрителями. Но есть уже и достаточно большие карантинные проекты от серьезных театров. Я видела премьеру десктоп-спектакля «Феи» Гоголь-центра, снятого во время карантина. В новосибирском «Старом доме» скоро будет спектакль «Домой», посвященный Янке Дягилевой. Оказывается, что этот процесс активно идет в мире. Не все, что я вижу, мне нравится, тем более что театры очень большой акцент делают на интерактиве: «В ситуации, когда пограничное состояние и неопределенность становятся нормой, мы хотим не просто наблюдать за тем, как меняется искусство, но и участвовать в этом процессе». Увы, я – не мы. Я не хочу ни в чем участвовать, я всю жизнь зритель, наблюдатель, переживатель в одиночку, я была на интерактивных офлайн-постановках и даже на спектакле, который полностью играют зрители, и теперь стараюсь их избегать. Но сейчас происходит много интересного именно в сфере интерактивного спектакля, и я попробую все, что предлагают, и составлю свое мнение. Возможно, онлайн-интерактив больше мне подойдет, как больше подходит онлайн-общение, онлайн-искусство, онлайн-путешествия.
Дмитрий Крымов, наоборот, плохо переносит карантин: «Во всем мире театр просто помер, отдал концы. Все пытаются сделать умное и бодрое лицо: нет, мол, он перешел в интернет. Все это чушь собачья. Театр умер – может, и не навсегда, надеюсь, он еще оживет… Но то, чем я занимался всегда, исчезло. Будто и не было – остался только этот эрзац в интернете». Я нежно люблю Дмитрия Крымова, видела и его постановки, и выставку работ студентов его мастерской, но тут я с ним не согласна. Для меня театр жив, я его чувствую. «Это называется совместным переживанием. Я иногда смотрел, как публика приходит на мои спектакли. И это очень страшно, потому что приходят незнакомые люди, они озабочены своими делами, у них разный возраст, разный пол, разное вероисповедание. Они незнакомы друг с другом. Входит толпа. А уходит – народ. Если спектакль правильный». Возможно, я очень интроверт и неправильный театрал, но это «совместное переживание» — именно то, что меня всегда смущало в офлайне. Я не хочу в народ. Чувствовать энергетику актеров очень приятно, но энергетику народа, увы, нет, мне нужна большая интимность в общении с искусством, мне нравится наслаждаться им только в компании близких людей. Потому в любом посещении театра для меня были ощутимые минусы. Мне очень нравятся те метаморфозы, которые сейчас происходят в искусстве. Я буду с удовольствием наблюдать за этим процессом, хотя и надеюсь, что выживут все формы театра, на любой вкус и настрой.
no subject
Date: 19 May 2020 09:19 (UTC)no subject
Date: 19 May 2020 09:20 (UTC)no subject
Date: 19 May 2020 09:22 (UTC)no subject
Date: 19 May 2020 12:42 (UTC)Офф. С днем рождения!
no subject
Date: 19 May 2020 12:43 (UTC)no subject
Date: 19 May 2020 20:57 (UTC)Здоровья, счастья и всего самого лучшего!
no subject
Date: 19 May 2020 22:51 (UTC)