Третья часть фееричного спектакля Андрея Могучего была показана в рамках фестиваля «Золотая маска» онлайн 2 сентября. А у меня всё не было времени о ней написать!
Почему после второго эпизода последовал седьмой, так и не объясняется. Формально он не продолжает действие, а вклинивается в него. После того как Гаспар выбирается из Царства мертвых, он попадает в какую-то гигантскую песочницу (на самом деле многоразовая пробочная крошка) — Чистилище? — где встречает своего учителя Туба. Большую часть спектакля мы являемся свидетелями их разговора. Также Туб поведает нам историю своего довоенного детства, ареста отца, встречи с тараканом и потери сердца. Ничего этого не было у Олеши (сам Туб вроде бы мелькал в конце), всё это команда спектакля сочинила сама. 
Выдержки из замечательной статьи с Медузы:
Чтобы рассказать о сталинских репрессиях с точки зрения ребенка, Шишкин (художник) использует свой любимый прием, восходящий к театральному макету: двумерные фигуры в трехмерном пространстве. История, которую режиссер решает как оперу (герои этого спектакля в спектакле говорят стихами и поют), усилиями художника напоминает еще и коллажный мультфильм. Ее кульминация — колоссальный черно-белый портрет Сталина с ярко-красными фотореалистичными челюстями, пожирающий своих жертв, как адская пасть в средневековой мистерии... С самого начала работы над сериалом режиссера занимала не борьба народа с жестоким режимом, а судьба частного человека, интеллигента, который годами с этим режимом успешно сосуществует, поступаясь убеждениями во имя любимого дела. 





Туба играет Сергей Дрейден — потрясающе играет, великолепный актерский ансамбль получился с Александром Ронисом (Гаспар). Ошметки цирка в виде Тибула, медведя, обшарпанных мотыльков и шариков тоже провалились к песочный мир. К ним примыкают чумазые пионеры, которые «на арене» смотрятся гармонично. Есть и розовые дамы, но уж как-то грубовато впихнутые. Интересно, что Суок стала сестрой Туба-мальчика (и его прекрасно сыграло какое-то юное дарование), а надсмотрщица стала завучем в школе. Периодически возникают какие-то сумасбродные разговоры и мотивы, но это манера Могучего, к ней я уже привыкла, эти детали воздействуют на подсознание каким-то образом и достраивают картинку. 
За действом следить интересно, особенно за решенной в поэтическом жанре историей мальчика Туба. И мысли высказываются здравые:
Мы готовы страдать, чтобы избежать бОльших страданий.
Из прибавления одного страдания к другому ничему нельзя научиться, если ты сам не меняешься.
У спектакля несколько источников, в том числе философские труды, воспоминания самого Дрейдена и сказка Гауфа «Холодное сердце». 
Но, сравнивая с предыдущими частями, я с сожалением замечаю, что всё стало слишком «толсто». Этот спектакль и нравился мне за удивительно тонкие, изящные, филигранные аллюзии и аллегории. И почти всё это исчезло! Мне ужасно понравилась песчаная сцена — отличный ход для сдвига зрителя по фазе, я даже готова была тосковать, слушая полупьяные бредни персонажей, какое-то время. Но такое нарочитое, грубое введение таракана-Сталина, будто «молотком по голове»... ну, мне не понравилось. И если в прошлых частях было закручено много мини-действий и мини-сюжетов, то тут все более узконаправленно, глаза не разбегаются, хотя уже приготовились. Рассинхрон в стиле с предыдущими частями, увы, чувствуется. И, повторю, самый главный промах — толстые намеки, которые и намеками-то назвать уже нельзя. Так что третья часть, безусловно, заслуживает просмотра, но для меня однозначно проигрывает предыдущим.