Курортный, но вместе с тем очень стильный и изящный городок, где прижились и сосуществуют люди разных национальностей. Он не столь торжественный, как Барселона, а именно симпатичный, милый – вот такими словами хочется его описывать. И вот такой истинно французский – во всяком случае, я его таким и представляла. Может, поэтому меня Барселона шокировала больше, она превзошла все мои ожидания, а Ницца и другие французские города – соответствовали им.
Долгое время Ницца принадлежала итальянцам, поэтому многие достопримечательности и старый город – итальянские, в чем мы убедились позже, когда у нас появилась возможность сравнить его со старыми улочками в Италии. В 1860 г. Ницца была подарена Наполеону за помощь, оказанную Францией в войне против Австрии. Вскоре Ницца становится популярным курортом.

Площадь Гарибальди (он родился в Ницце)

Церковь Нотр Дам дю Пор

Дворец правосудия

Церковь Святой Репараты



Нас поселили в ужасную гостиницу, наши попутчики пытались скандалить, но мы забили. Хотя даже спать там было невозможно: всю ночь мыли с шампунем улицы (это Маша рассказала, что у них улицы полируют прямо) и что-то разгружали, а также по ночам веселилась молодежь. Отель был настолько дешевым, что в него каждый день заселялись новые толпы школьников и студентов (во Франции были каникулы, может, в других странах тоже). Мне кто-то когда-то говорил, что трешка в Европе стопроцентно будет лучше трешки в Турции. Вот теперь я этому не верю! До турецкой трешки этому отелю далеко. Дверь французского окна у нас не закрывалась – шпингалет еле держался. Поэтому, как только мы выходили из номера, она распахивалась настежь, в итоге к концу дня у нас был дубняк. Во Франции вообще заметно прохладнее, почти точно так же, как в это же время в Москве в солнечный день. На ночь мы включали кондиционер на обогрев. Разойтись двум людям в этой каморке было проблематично, душ никак не крепился к стене, а гель с шампунем нам не приносили. Один раз я поймала горничную и пыталась объяснить ей, что нам нужен гель. Может, она чего не поняла или забила, но ничего не принесла. Тогда на следующий день я написала ей записку на чистом французском языке. Ура! Принесла аж на два дня. Но чаевых мы нигде не оставили. Завтраки тоже были скудные не только по турецким, но и по испанским меркам. Единственное, всегда и везде были приличный кофе и приличные йогурты. А круассаны французские ничем не отличаются от наших свежих!
Так как в нашем раздолбанном отеле отсутствовали карты города, мы отправились за ними на вокзал, благо он находился в трех минутах ходьбы. Там же обнаружили турбюро, где немного поговорили о железнодорожном и автобусном сообщении и взяли расписание автобусов.
В первый день в Ницце у нас была запланирована обзорная экскурсия по городу и поездка в Монако и Монте-Карло. Нас отвезли в русский православный собор Святого Николая, который кстати, недавно по суду был передан на баланс России.

Все же католические церкви мне нравятся намного больше… Роскошные скульптурные композиции, мозаика, орган, такой философский полумрак и скамейки – атмосфера в старинных католических церквях необыкновенно благостная. Несмотря на то что золота там явно меньше. На их фоне этот храм производил довольно убогое впечатление, хотя внешне был вполне симпатичным. Внутри нам снимать запретили, а практически во всех католических церквях – можно. Ну и уж совсем возмутительно, что вход платный…
Мы поднялись на холм Симье, с которого открывается вид на новые кварталы Ниццы. Там же находится францисканский монастырь, монастырский сад, кладбище, музей Матисса и развалины римской арены, где в 1 в. до н. э. происходили бои гладиаторов – часть археологического музея.




Вечером нас ждала долгожданная встреча с нашей бывшей коллегой Машей, которая уехала в Ниццу учиться танцам в октябре прошлого года. Собственно, поэтому и был выбран тур с самой длительной остановкой в Ницце. Это так необычно! Здесь, в Москве, она была фактически у нас в подчинении, и вот мы едем к ней в гости на Лазурный берег! С подарками: мы привезли ей русскую клавиатуру, кучку ручек (канцтовары невероятно дороги во Франции), краску для бровей, которая нужна для грима, и учебники русского языка, так как она преподает в русской школе и репетиторствует. Мы договорились, что она придет к нам в гостиницу.
Я спустилась в холл, так как мы ее уже заждались. И встретила нашего туриста, который с женой направлялся в номер с бутылкой и поинтересовался, нет ли у нас штопора. А у меня был штопор в составе Севиного перочинного ножика! (Бедный ножик остался в Барселоне, так как я забыла его выложить из ручной клади.) Знакомство по истинно русскому сценарию! Конечно же, мы были приглашены отметить это дело. Немного подумав, мы написали Маше записку и пошли к новым знакомым пить вкусное испанское и французское вино. Вскоре в номере раздается звонок, и удивленный мужик передает трубку нам. Это было странно, так как, если Маша добралась до нашего номера и прочла записку, то логичнее было тут же постучать в соседний номер, а не спускаться звонить на ресепшен. «Маша! Ты что, забыла, в каком мы номере живем? – Нет, я помню, что в 206-м. – Ты видела нашу записку? – Нет, я не поднималась. – Так чего же ты звонишь в 204-й? – Ну… В 206-м никто не отвечал!» Прямо железная логика!
Встреча была теплой, и мы продолжили пить, слушая Машины рассказы об эмигрантских буднях и французском образе жизни. «Они как дети!» – постоянно говорила она про французов, по ее мнению, они все такие наивные, такие несерьезные, что о них хочется постоянно заботиться. Вначале ей пришлось тяжело. Жить было не на что, большую часть вещей она оставила в аэропорту, так как совершенно позабыла о норме багажа, а доплатить было нечем. В кармане у нее было 200 евро. Жили поначалу в комнате вместе с подружкой, в которой плесень от сырости сожрала всю обувь. Ходили в валенках от русского национального костюма. Потом она нашла в русской церкви бабушку с Украины, которая приютила ее на время, нашла работу и продолжает опекать. Теперь у Маши есть жилье: мансардная каморка в Старом порту.
Старый порт
Метров 7 целиком, но так как это мансарда, то стоять можно только в самом начале, а на кровать необходимо заползать. Два крохотных окошка, через которые Маша вылезает на крышу пить кофе. Крыша стремная, мы от такого предложения отказались. :)

Вид из Машиного окна
В туалет надо заходить, пригибаясь, а сидеть там можно только с открытой дверью – коленки мешают ее закрыть. Всю мебель (столик, стульчики, кровать) ей отдали друзья (вот прямо при нас она получила кресло от потомка князя Оболенского), и живет Маша очень экономно, считая каждый евро. Но все равно жизнь устаканивается: она преподает в двух школах, а также занимается частным образом с детьми эмигрантов. У нее масса друзей, и Ницца ей очень-очень нравится. Скоро начнется туристический сезон, и она вместе с другими студентами начнет водить пешеходные экскурсии в старый город. На этом можно неплохо подзаработать.
На следующий день она обещала нас (а также наших новых друзей) сводить на эту самую экскурсию в старый город.


Часовня 17 в. и Маша

Здесь сохранились улочки, которые относятся к 13-17 векам! Так как улочки узкие и витиеватые, этот район кажется полностью изолированным, и создается ощущение, что ты перенесся в другую эпоху. Удивительно, как в Европе умеют сохранять, даже «консервировать» дух старины… Это что-то непостижимое. Лавочки с вином – его столько… Очень было боязно, да и тяжело везти много бутылок, а то бы…
Купила оливковое масло с базиликом – мммм! Какие-то парфюмерные самопальные магазинчики, такие душевные. Еще в Старом городе мы как-то попали в игрушечный магазин – такой милый, где я купила музыкальную шкатулку в подарок Вовкиным детям. И там была… ТАКАЯ КРЫСА, ручная работа, наверное, ну ТАКАЯ… Я еле выпустила ее из рук. 50 евро…
Рынок Ниццы, такой красочный… Оливковое масло с самыми разными добавками, соль с приправами – все в таких интересных скляночках. Развалы гигантских оливок (очень уж соленые!). Прованские травы и, конечно, лаванда. Вяленые помидоры и перцы. Засахаренные фрукты и смешные марципаны. Море цветов и деревьев в кадках. Мы застревали у каждого прилавка… Как жить дальше без всего этого?..
Вот такие помидоры только и едят по всему побережью.


К обеду Маша отправилась на занятие с учеником, а мы с Татьяной – покорять Замковую гору, примыкающую к Старому городу, откуда открывается шикарный вид на Ниццу. А там, оказывается, есть лифт, который нашли наши пожилые спутницы по туру, но не нашли мы! Поэтому мы топали пешком по извилистой дороге, посетили французское и еврейское кладбища (это прямо музей…), вышли к водопаду, но до самого верха не дошли.


Спустились вниз и вышли к морю. Море лазурное, да! Красивое море, и очень холодное. Впрочем, не могла же я не залезть в него! Отдельно взятые люди купаются, дети голые возятся в воде. Говорят, что это только русские. :) Кажется, первый раз я приезжаю куда-то, а море спокойное! До сих пор этого не случалось. Но каменистый пляж мне не понравился. Приезжать в Ниццу ради пляжного отдыха, по-моему, глупо.

Посидев на берегу, мы прогулялись по красной Английской набережной. Она была построена в начале 19 века англичанами, которые зачастили в Ниццу, для вечернего променада. Вот это достаточно приятное занятие: топаешь, слева море, справа – роскошные здания в стиле рококо. Наверное, здорово бегать по этой набережной или кататься на велосипедах, там, конечно, есть специальная дорожка.

Знаменитый отель «Негреско», визитная карточка Ниццы, был закрыт на реконструкцию. Так мы и не посмотрели на роскошную хрустальную люстру и не сфотографировались в богатых интерьерах. Но мы добрались до турбюро, где встретили русскоговорящего сотрудника! Забрали проспекты и карты, узнали, как добраться до Антиба и, в частности, Маринеленда, который собирались посетить на следующий день, а также до Бьота, до которого можно доехать только от Антиба. Также нас предупредили, что железнодорожники во Франции бастуют, поезда ходят нерегулярно, и нам порекомендовали ехать на автобусе. Впрочем, это было оправдано даже без забастовки, так как от вокзала до Маринеленда было очень далеко, все равно пришлось бы пересаживаться на автобус.
Далее мы завернули на Рю де Франс, очень милая улочка, похожая на Арбат, частично пешеходная. Там туристы, жаждущие расстаться с деньгами, встретят массу магазинчиков и бутиков, уже не таких, как в Старом городе, а более современных, но невероятно привлекательных. Какие там кондитерские! Все так красиво, вкусно и дорого. Мороженое здесь подадут в виде цветка, даже вкусы и оттенки более изысканные, чем в остальных местах.
Рю де Франс выходит на площадь Массена с розовыми зданиями 17 века. Массен был генералом армии Наполеона и участвовал в войнах Французской революции. Площадь на этом месте располагается уже больше двух веков, только раньше она была меньше. Со временем ее модернизировала и, главное, практически освободили от автомобильного движения. Она считается центром города и располагается на границе Старого и Нового города. Там есть большой фонтан, представляющий Солнечную систему, а по всей площади расставлены на длинных столбах фигуры. Вечером фигуры подсвечиваются, причем подсветка меняется. Поначалу кажется, что модернистские фигуры контрастируют с окружением, но потом к ним привыкаешь. Увы, цвета фотоаппарат передал неверно и неярко. Это работа современного испанского художника, и возведены эти фигуры были к открытию трамвайной линии в 2007 году. Да, трамвай пущен совсем недавно, но когда-то, до 1953 года, он уже ходил.



Трамваю стоит посвятить отдельный абзац. Он очень симпатичный, частично без проводов, приветливо звякает, подходя к остановке, разговаривает приятным мужским голосом. Снаружи он зачастую обклеен рекламой целиком, но это такая специальная печать, и изнутри все прекрасно видно. На остановках висит табло, на котором высвечивается время, оставшееся до первого трамвая и, что совсем удивительно, до следующего! Это очень помогает планировать время. Билеты продаются в автоматах, которые, в отличие от барселонских, мы освоили не сразу, а с помощью местных жителей. Один билет стоит 1 евро, талон на 10 поездок, как ни странно, 10 евро, без скидок. Вот проездной на день – 4 евро, и катайся сколько влезет, причем и на автобусах тоже. Позже выяснилось, что автоматы ближе к вечеру перестают кушать мелочь (переполнены) и требуют карточек. Это для нас было очень неприятно, к счастью, на противоположной остановке мы нашли «неперекормленный» автомат. На трамваях запросто можно ездить зайцем! Ты сам компостируешь талон, но можешь этого и не делать. Кондукторы ходят часто, но, как говорила Маша, от них ничего не стоит убежать. Она наловчилась бегать даже от жд контролеров, потому что они очень незлобные и не имеют права тебя удерживать. (Мы очень удивились, когда узнали, что на пригородные поезда билеты не надо нигде компостировать!) Мы один раз также вынужденно проехались зайцами, так как не успевали купить билет на подходящий трамвай, а было уже за полночь, и следующий был нескоро.

«Трамвай в Ницце» на Яндекс.Фотках
Куда бы мы ни ехали на трамвае, наш путь лежал через площадь Массена. Там люди катаются на скейтах и велосипедах, играет музыка, многие гуляют в парке Альбера I, монакского принца. Зашли туда и мы. Арка Бернара Венета в парке Альбера I была установлена в ознаменование 100-летия наименования Лазурного берега в 1988 году. Лазурный берег получил свое название в 1888 году! Так и не удалось нигде найти, что она, собственно, символизирует, особенно эти 115 градусов... Может, кто-нибудь из вас разгадает загадку?


Далее мы двинулись через площадь Гарибальди и автовокзал к «Карфуру», где нас должна была ждать Маша, чтобы показать «правильные» сыры.

Такие экспонаты стояли в супермаркете "Карфур"
Конечно, лучше покупать на рынке, но там они часто без вакуумной упаковки… Все магазины закрываются непривычно рано, какие-то в 8, какие-то к 10, ночью вообще ничего не работает. Козьи сыры довольно специфичны из-за резкого запаха, но мне нравятся. Только есть их надо свежими, то, что я привезла домой, было уже совсем не то…
А вечером мы договорились поужинать с нашими друзьями в рыбном ресторанчике, где все, кроме меня, собирались отведать устриц. Я к морским гадам отношусь негативно и ничего в них не понимаю, но компанию надо было составить. Ресторанчик мы выбрали хороший, с русской девушкой-зазывалой, которая объяснила нам, как расправляться с морскими ежами и улитками. Вот так это все сервируют.

Очень характерное выражение лица у девушек :)
Подаются соусы к устрицам, но их можно есть и по-простому, с лимоном. Устрицы всех впечатлили (я попробовала, но осталась равнодушна). В ежах есть нечего, разве что одним ощущением экзотики насытиться! И твари эти ловятся не каждый день, гарсон даже специально пошел посмотреть, как там обстоят с ними дела, прежде чем принять заказ. Наши друзья облопались улиток, думали, что всего будет по 6 штук, как в меню, а улиток этих им принесли целую кучу. Я заказала кальмаров в кляре, это блюдо пришлось мне по душе, особенно с вкуснейшим соусом. Рядом с нами в аквариуме плавали симпатичные толстые лобстеры, такие милые зверики!
О наших вылазках в следующие дни я напишу отдельно. Маша днем обычно где-то работала, а вечера мы проводили с ней. На второй день она повела нас к Борису Носику, известному в эмигрантских кругах литератору, давно обосновавшемуся во Франции. У нас он известен как автор первой русской биографии Набокова и книг об эмигрантской Франции. Его книгу о Набокове я в свое время читала запоем и даже использовала ее при написании диплома. А моя спутница читала его книги о Франции. Мы посидели в гостиной без света (не поняла, то ли света не было, то ли Борис Михайлович не любит свет), поболтали о том о сем, даже сложно рассказать, слишком хаотично. Но с ним интересно, простой такой дедок. Под конец выяснилось, что мы с ним учились в одном институте!
А в последний день нашего пребывания в Ницце Маша пригласила нас домой на французский ужин. Точнее, сначала она отвела нас в Старый город есть сокку – традиционная нисеазская еда, такие лепешки из нутовой муки, который пекут на большом круглом противне, а потом ломают и подают. Маша их не любит, они действительно пресноваты, по мне, их надо заполировать чем-то более существенным, чем соль и перец. Но уж так их рекламировали в инете, что мы не могли не попробовать!

Я с Машей
Маша приготовила нам два паштета, очень вкусных. Один из авокадо с печенью рыбы, яйцами и специями, второй вроде чисто рыбный – не помню уже, пьяная была! Их можно есть с ароматным французским хлебом или накладывать на листья салата… Вот пишу и прямо чуть не плачу – так вкусно! Маша рассказала, что фрукты и зелень она тут не моет совсем, они и так чистые, а воду можно пить из-под крана :). Еще она угощала нас разным вином, в том числе и домашним, которое продает отец ее итальянских друзей с собственных плантаций – оно нам больше всего и понравилось. Тогда же позвонила мама и рассказала о вулкане. Мы были совершенно оторваны от новостей, у нас в отеле вроде бы должен быть в холле бесплатный вай-фай, но мне не удалось к нему подключиться, и выяснять этот вопрос я не стала, так как возвращались мы всегда очень поздно и просто не было времени. А телевизор, конечно же, мы тоже не смотрели. Мы на нем сушили стираные вещи – он как раз очень удачно висел рядом с кондиционером, который, как уже было сказано, на ночь включался на обогрев. Тогда эта новость не произвела на нас никакого впечатления: мы сидим в каморке в Старом городе, пьем вкусное вино, закусываем оливками и паштетом на салатном листе – какие вулканы? :)
Что еще поразило во Франции: мы бродили по самым разным улицам, не только туристическим, но нигде я не встретила ни одного компьютерного магазина! И вообще магазины с техникой, кажется, скрываются где-то вдали от глаз, возможно, на окраинах, это так непривычно! Также мы нигде не увидели книжных магазинов, и это уже нерадостно. Маша сказала, что действительно магазины такие – большая редкость, французы не читают книг, не знают даже своей литературы, в школах такого предмета нет вообще… По ее словам, образование тут в школах плохое, все достаточно хаотично, ничего не требуют, все спустя рукава… В детских садах детьми не занимаются и особо не следят за ними. Они могут заснуть прямо за столиком, и никто не обратит на это внимание. Никаких развивающих занятий плановых не предусмотрено, так, всего понемножку. Единственное, они везде поют. Пению уделяется большое внимание. Во время одной из прогулок мы заметили шеренгу малышей. Их сопровождали трое «вожатых», которые что-то скандировали типа речовки, а малыши хором говорили «отзыв». Так они шли в гору и орали всю дорогу.
Из-за совершенно неудобного времени работы музеев мы так и не посетили ни одного в Ницце (они работают с 10 до 12 и с 14 до 17-18). А стоило сходить по крайней мере в Музей Шагала и Музей современного искусства. Я предлагала экскурсионный план, который бы нам позволил это сделать: надо было отложить осмотр Ниццы на среду, потому что во вторник все музеи закрыты. По непонятным причинам было решено остаться в Ницце во вторник. Эх, казалось бы, целых три свободных дня, а все равно везде не успели!
Увы, не состоялась автопрогулка с Машиными друзьями-итальянцами вглубь Прованса, о которой мы очень мечтали. Они находились в отъезде.
Часть первая. Барселона
no subject
Date: 30 Apr 2010 18:39 (UTC)no subject
Date: 30 Apr 2010 19:24 (UTC)no subject
Date: 2 May 2010 15:28 (UTC)no subject
Date: 4 May 2010 06:54 (UTC)А "гастрономический туризм" я тоже очень люблю :) Так жаль, что во Франции нс никто типично французской едой не угощал.
no subject
Date: 20 Jul 2012 10:44 (UTC)Arc Venet
Date: 5 May 2015 06:16 (UTC)Bernar Venet
Date: 5 May 2015 06:25 (UTC)