Пьесу я все же успела прочитать. Судя по всему, драматург описал в ней самый для себя важный, переломный момент жизни. Хотя перед нами вполне будничные сцены, но все это предшествовало его уходу из дома, а итогом этого ухода стала литературная слава. Не зная этого, сложно оценить трагизм ситуации. Потому что сам по себе сюжет пьесы не слишком увлекателен и оригинален. Герои и внутрисемейные отношения тоже не уникальны.
И мне показалось, автор писал пьесу в основном для себя. Для него самого было важно еще раз прочувствовать, пережить эти моменты. Сделать какие-то выводы. Донес ли он до нас свои чувства? Не знаю. До меня – нет. Что это дает зрителям? Его переживания, его опыт – может ли он быть как-то полезен зрителям? Не уверена. В общем, непонятна мне эта пьеса. Автор поступил не самым лучшим образом, бросив не вполне здоровых психически мать и сестру. И не мог, наверное, не испытывать угрызений совести. В пьесе есть авторские монологи. В целом в них ощущаются добрые чувства к семье. Но я так и не смогла понять, оправдывает он себя, просит прощения? Считает ли, что жизнь семьи сложилась бы иначе, если бы он тогда не ушел из дома, подобно своему отцу? Увы, в пьесе он выглядит не победителем и не проигравшим, а предателем. И не вызывает сочувствия, хотя является самым здравомыслящим из всех персонажей.
Как уже не раз бывало, даже если сама пьеса мне не понравилась, постановка заслуживает похвалы. Актеры успешно справились со своей задачей. Мать практически безупречна. Автор Том тоже. Лора (сестра, владелица коллекции стеклянных зверушек, «стеклянного зверинца») – я ее представляла более хрупкой, «стеклянной». Внешне она вполне соответствует, но голос также, на мой взгляд, должен быть более хрупким, и жесты тоже. Визитер (ужасный перевод – значит гость-поклонник) вообще странный. Он должен быть статным красавцем, судя по пьесе, у ног которого еще совсем недавно девушки штабелями складывались. Но актер статью не вышел. Он ниже и субтильнее героини и разрушал этот образ. Сцена «стеклянного танца», впрочем, хорошо вышла. Граммофон хорошо «выступил» в спектакле. Вообще детали продуманы неплохо – то, что остается за строчками, это хорошо видно, если только что прочитал произведение, и это мне всегда интересно отслеживать.
Спектакль заканчивается не так, как пьеса. Автор – главный герой рассказывает нам, что стало с его матерью и сестрой после его ухода из дома. Увы, они обе стали жертвами психического расстройства, зачатки которого наблюдать могли и мы, зрители. От этого концовка становится более трагической. И еще сложнее сочувствовать автору (если он вообще этого хотел, а чего хотел - для меня осталось загадкой). Теннесси такого не написал. Точнее - написал, но в мемуарах, которые использовал авторы спектакля.